(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Естественная простота "искусств и ремесел"


Ботанова Е. Естественная простота "искусств и ремесел" Архидея 2002 №1 C. 86-88

 С первого номера мы начинаем серию публикаций об истории дизайна под рубрикой «Архив». На эту тему написаны тома исследований, горы популярной литературы и неисчислимое количество статей. Более того, история дизайна представляет собой достаточно сложный процесс, в котором переплетены имена, даты, течения, направления, стили и объекты. Начало его определить довольно сложно: оно теряется среди истории изобразительного и декоративно-прикладного искусств и зависит непосредственно от событий и изменений в жизни общества. Конца же у этого процесса нет вовсе - только современность, которая не перестает удивлять обилием идей и тенденций, сменяющих друг друга с огромной скоростью.
Распутать этот динамичный клубок, найти в нем константы, проследить происхождение тех или иных идей и определить влияния, заимствования, новшества и римейки -одним словом, попробовать сложить собственную мозаику из разрозненных блестящих осколков информации - таков интерес, спровоцировавший появление этой рубрики.
Любой архив - это не просто склад старых, присыпанных пылью времен документов, а, скорее, средоточие информации, связанной с конкретным местом (будь то семья, род или город, страна). Наш «Архив» представляет собой хранилище ключевых фактов истории, которые оказали влияние не только на развитие мирового дизайна, но и отразились на истории дизайна в Украине, а также тенденции украинского дизайна, повлиявшие на развитие дизайна в мире.
Структура «Архива» - диахронна: разрозненные документы нанизываются на временную ось двадцатого века, создавая трехмерное пространство, открытое для разных прочтений. Внимание фокусируется не только на именах и стилях, но и на общей социокультурной ситуации, которая и определяет закономерности развития искусства вообще, роль и поведение потребителя и производителя, взаимоотношения моды, новаций и успеха. Две архивные секции, параллельно представляющие историю мирового и отечественного дизайна, создают более объемную картину нашей современности.


История современного дизайна, как и вообще история всего двадцатого века, берет свое начало из революционных событий, идей и личностей века девятнадцатого. Одно из самых значительных течений искусства XX века - модернизм - предопределивший лицо современности, зародилось в Англии в середине XIX века из благородных и несколько наивных начинаний представителей Движения искусств и ремесел.

И так, век девятнадцатый. Европа. Англия. Расцвет викторианского стиля. В моде роскошь, богатство, излишество. Уж если мебель - то монументальная, тяжелая, резная. Уж если ткани - то густо орнаментированные. Уж если интерьер - то обязательно многопредметный и перегруженный деталями. А про вазочки, статуэтки, рюшки, оборочки, бахрому и речи нет. Все это известно из Диккенса и Остен, Теккерея и Бронте. И не только об этом рассказывает английская викторианская литература - а еще и про расцвет новых английских владений на разных континентах, про власть и мощь, про право быть первыми и лучшими.
Из этой ситуации полного комфорта и всевластия, как обычно и бывает в истории, рождается острое ощущение усталости, упадка, ограниченности, даже парализованности, которое касается и творчества, и самой жизни. В Англии середины позапрошлого века это чувство спровоцировало идею, давшую понятию «дизайн» его современное значение и воплотившуюся в Движении искусств и ремесел.
В 1861 году Вильям Моррис, вдохновленный идеями Джона Раскина и принадлежащий к тому же Братству прерафаэлитов, основывает фирму Morris & Со. В нее входят единомышленники Морриса, которые с помощью нового подхода к производству предметов ежедневного употребления - посуды, мебели, тканей - и декорированию помещений хотели изменить отношение к декоративным искусствам и ремеслу.
Ценность человеческого труда, индивидуального творчества, честности и моральности автора - вот новые основы декоративного искусства по Вильяму Моррису. Простота, гармония, функциональность, естественность - вот новые художественные принципы. В эпоху индустриальной революции Движение искусств и ремесел возвращает на орбиту производства человека - творца, художника и мастера-ремесленника в одном лице.
Но, наверное, самым важным и самым революционным достижением Вильяма Морриса и его окружения было провозглашение равноправия изобразительного и декоративного искусств. Они впервые пошатнули иерархию Королевской академии искусств, определявшей живописи лидирующее место среди всех искусств, а скульптуре, и особенно декоративным искусствам, - последнее, вспомогательное место. Право называть архитектуру, гончарство, резьбу, витражи, работу с деревом, стеклом, тканями и т. п. «искусством» позволило предметному дизайну, декорированию и архитектуре открыть собственную самостоятельную историю со своими знаменитостями и шедеврами.
Первым крупным проектом Вильяма Морриса был его собственный дом - Красный дом в Бекслихете, спроектированный Филипом Веббом и полностью декорированный Моррисом и его коллегами. Вышивки, настенная живопись, витражи в стиле прерафаэлитов и мебель, декорированная растительными мотивами. Таким образом, именно в студии Морриса зародилось понятие «тотальной среды» - дома как завершенного произведения искусства, где все объекты и элементы интерьера созданы одним дизайнером.
Чарльз Эшби, последователь Морриса и основатель Гильдии и Школы ремесла, вошел в историю благодаря своим изделиям из серебра. Изогнутые линии и переплетение природных орнаментов на серебряной утвари Эшби оказали сильнейшее влияние на венскую сецессию и ар нуво. А идея рустикальной общины ремесленников, составляющей с природой единое целое и заимствующей ее мотивы для своих работ - Гильдия ремесла, - стала очень популярной в США, где идея «искусств и ремесел» обрела вторую родину.
В 1870-80-х годах в Соединенных Штатах - стране, где активно развивалось массовое производство однотипных некачественных бытовых предметов, - зерна Вильяма Морриса обрели благодатную почву. А после турне Оскара Уайльда по 120 городам Америки произведения американских «искусств и ремесел» определенно вошли в моду.
Уайльд говорил об ужасной монотонности американской архитектуры - бледной, лишенной авторства копии архитектуры античности, - о необходимости «встречи художника и ремесленника», о красоте в удобстве и простоте. В результате самым известным представителем американского Движения становится (в своем раннем периоде) Фрэнк Ллойд Райт - легенда американской архитектуры и дизайна.
Идеи рустикальной общины перенимает Густав Стикли. Он организовывает общину и мастерскую ремесленников под Сиракузами, штат Нью-Йорк, а в 1901 году начинает издавать чрезвычайно влиятельный журнал «Мастер» (The Craftsman). Окружение Стикли пропагандировало простоту и возвращение к естественным - «вернакулярным» - формам, стоящим у истоков собственно американского искусства.
Еще одной известной общиной «искусств и ремесел», основанной Элбертом Хаббардом в 1893 году, были ройкрофтеры. Они стали единственной общиной, которая не только добилась экономического успеха и стала местом туристического паломничества уже в начале XX века, но и сохранилась до сегодняшнего дня. Нынешние ройкрофтеры славятся отличной медной утварью.
Идеи простоты, естественности, красоты в удобстве, рукотворное™ объектов были характерны для обеих версий Движения, хотя американский вариант отличался интересом скорее к демократичности, чем к творческой стороне «искусств и ремесел».
К началу XX века идеи Движения искусств и ремесел органично вошли в искусство, особенно европейское. Ар нуво во Франции, югендштиль в Германии, русский модерн, а также модернизм (а в нем функционализм, конструктивизм, футуризм, международный стиль, минимализм и много других «измов») берут свое начало в новациях Движения искусств и ремесел.
Рожденное Движением понятие дизайна как естественного слияния художника и мастера-ремесленника, видения и умения, «высокого» искусства и утилитаризма определяет и восприятие дизайна в XX веке, и основные его составные части. Отношение Морриса к тому, что в дизайне «мастерство ремесленника возвышается и лишается механического, обесчеловечивающего эффекта, а высокое искусство перестает быть карманной игрушкой немногих», во многом очертило контуры истории современного дизайна.

 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g