(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Проектирование для слабых

Карманова И. Проектирование для слабых . Будмайстер 2002 №23/24 C. 44-45

Многие годы в Украине, как, впрочем, и в целом в СССР, не замечали того факта, что среди населения живут тысячи, а может быть, и миллионы людей с ограничениями в передвижении и другими физическими проблемами. Сегодня перед независимым государством стала задача влиться в мировое сообщество в качестве цивилизованной страны. Это сопряжено с признанием многих международных актов, в том числе касающихся проблемы формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения.
В настоящее время Украиной признаны: «Всемирная программа содействия инвалидам», «Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов», «Стандартные правила взаимодействия государственных институтов и общественных организаций инвалидов», резолюция 1998/31 «Права инвалидов», принятая комиссией ООН по правам человека.
В октябре 2000 г. в Харькове ICTA Europe (International Commission for Technology and Accessibility Europe) провела международную конференцию на тему «Проблемы безбарьерной архитектуры в странах СНГ». ICTA Europe - это европейская группа экспертов в области технологий реабилитации, которая является европейской подкомиссией мировой международной комиссии ICTA. Она занимается распространением информации, развитием технологий, гармонизацией стандартов взаимодействия интересов личности и общества. Члены ICTA привлекаются в качестве специалистов во время подготовки законодательных и нормативных документов в области безбарьерной архитектуры.
Целью конференции было положить начало внедрению принципов безбарьерной архитектуры в Украине и других странах СНГ, как необходимого условия для реабилитации инвалидов. Обсуждались составные элементы решения проблемы безбарьерной архитектуры: подготовка кадров; создание нормативов нового строительства; источники финансирования; проектирование; роль и пути создания материально-технической базы; роль общественных организаций инвалидов в решении проблем безбарьерной архитектуры.
Мы попросили ведущего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), кандидата архитектуры Людмилу Николаевну Бармашину, которая уже на протяжении 17 лет занимается разработкой нормативных документов для проектирования объектов с учетом требований инвалидов, рассказать о том, как сегодня решаются проблемы маломобильных групп населения в Украине.

- Людмила Николаевна, кого сегодня в Украине относят к маломобильной категории населения?
— Длительное время считалось, что количество инвалидов настолько незначительно, что нет необходимости приспосабливать для них окружающую среду. Сейчас уже известны реальные цифры. По данным ООН, каждый десятый житель планеты имеет инвалидность. Кроме того, существуют другие группы маломобильного населения: временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины и т.п. К этой же категории относятся люди преклонного возраста и дети, мобильность и координация которых ограничены вследствие возрастных особенностей. С большими трудностями ориентируются в пространстве люди с ослабленным зрением и слепые. Сегодня пришло понимание того, что значительная часть населения требует специальных параметров среды жизнедеятельности.

- Насколько наше жилье и общественные здания приспособлены к нуждам «слабого» населения?
- В развитых странах мира проблеме адаптации окружающей среды к потребностям маломобильного населения уделяется большое внимание. Там инвалид может самостоятельно передвигаться в городской среде - посещать любые здания, пользоваться различными объектами городской инфраструктуры.
В Киеве, как и в целом в нашей стране, маломобильные группы до сих пор остаются практически изолированными от общества. Анализ киевских серий массового жилищного строительства показал, что функционально-планировочная структура домов не отвечает потребностям инвалидов. Наличие перепада уровней земли, крыльца, тамбура и первого этажа, а также отсутствие специального оборудования (пандусов, подъемников или просто поручней у крыльца) делают невозможным или сложным нормальный доступ внутрь дома инвалидам в коляске, но не только им, а и другим жителям - матерям с детскими колясками, пожилым и больным людям. Планировка квартир и отдельных помещений не обеспечивает даже минимальный комфорт проживания инвалидов.
Инвалид не может также пользоваться объектами общественного назначения. Входные зоны общественных зданий с внешними лестницами, не компенсированными пандусами или подъемниками, исключают их доступность для инвалидов в колясках. В учреждениях с вестибюльными группами, как правило, нет достаточной площади для маневрирования инвалидной коляски без создания препятствий для других посетителей.
Можно много говорить о том, из-за чего инвалиды не могут стать полноценными членами нашего общества. Но самое страшное, что городские власти, зная обо всем этом, в ходе нового строительства и реконструкции городской застройки потребности этой категории населения практически не учитывают.

— Чем можно объяснить такое положение дел? Нарушением или отсутствием нормативов для проектирования или другими причинами?
— За последние годы в Украине разработаны ДБН.В2.2-9-99 «Общественные здания. Основные положения», в которые вошли некоторые требования по проектированию для инвалидов, «Пособие по проектированию среды жизнедеятельности маломобильных групп населения», «Нормали архитектурно-планировочных модулей жилищного и гражданского назначения для инвалидов и людей преклонного возраста», «Рекомендации по архитектурно-планировочным решениям новых типов домов учебно-воспитательного и лечебного назначения для детей- инвалидов, сирот и детей, оставшихся без родителей».
Из этой группы документов только ДБН требуется обязательно соблюдать, остальные имеют рекомендательный характер. Для жилых зданий до сих пор не приняты ДБН, в которых бы учитывались требования для инвалидов. Нет нормативных документов и на проектирование зданий социального назначения. Отсутствуют ДБН на проектирование всех элементов городской застройки с учетом требований инвалидов. Вот и ответ на Ваш вопрос. Требования ДБН для общественных зданий при проектировании часто просто не учитываются, а для других типов зданий ДБН нет. Зачем закладывать в проект решения, увеличивающие его стоимость, если выполнение норм не контролируется или нормами это не предусмотрено?

— Вы являетесь автором книги «Формирование среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения», которая увидела свет в 2000 году. Как возник этот фундаментальный труд?
— Началось все примерно 15 лет назад еще в КиевЗНИИЭПе, когда по заказу Госстроя Украины нами был разработан ряд методических рекомендаций, нормалей и других документов для проектирования различных зданий и помещений для маломобильных групп населения. Однако в те времена эти разработки практически не внедрялись. Не внедрялись в жизнь и принятые немного позже ВСН-62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения». Но исследования понемногу продолжались, - Госстрой Украины периодически выделял небольшие средства для разработки этой проблемы. Таким образом, накопилось много материалов, которые и легли в основу книги.
Издана книга в рамках программы социальной трансформации общества «Матра» при поддержке посольства Нидерландов в Украине. Заказчиком выступило Киевское региональное объединение НПС «Щит» Союза организаций инвалидов Украины. Книга содержит теоретический и практический материал, необходимый для специалистов, занимающихся вопросами формирования и развития среды для маломобильных групп населения, - от социологов и врачей-гигиенистов до градостроителей и проектировщиков. Подробно рассмотрены основы организации городских территорий, объектов жилого и общественного назначения, элементов благоустройства, специализированных учреждений и предприятий.

- Собран и систематизирован огромный материал, который мог бы лечь в основу нормативных документов. Почему не разрабатываются нормы, что этому мешает?
— В последние годы я получаю много писем и звонков от людей, заинтересованных в реализации положений, изложенных в книге. Мне приходится объяснять им, что книга не является нормативным документом, обязательным к применению. Можно с уверенностью сказать, что отсутствие норм на проектирование объектов жилого и социального назначения, в которых бы учитывались потребности маломобильного населения, сдерживает процесс внедрения в жизнь специальных мероприятий, направленных на адаптацию этой категории людей. Вот уже более пяти лет проведение исследовательских работ и разработка столь необходимых нормативов не финансируются на государственном уровне, хотя на это требуется совсем немного денег.

— Расскажите, пожалуйста, о тех мерах по адаптации маломобильного населения, которые могли бы при желании городских властей широко внедряться уже сегодня.
— Живописный городской рельеф с большими перепадами высот, как, например, в Киеве, требует проведения значительных мероприятий по адаптации среды к потребностям маломобильного населения. Необходимо внимательное и профессиональное отношение к реконструкции и строительству каждого объекта городской среды: зданий, улиц, элементов благоустройства и т.д.
Если при организации автомобильного и пешеходного движения предусматриваются подземные переходы, то для инвалидов на колясках необходимо в этом случае устраивать пандусы с уклоном 6% (но не более 10%). Пандус, который должен компенсировать перепад высот в 4 метра, имеет длину 67 метров. В исторических центрах городов выполнить это сложно, поэтому возникает необходимость оборудования мест перепада высот специальными устройствами для подъема или спуска инвалидов.
Качество городской, особенно исторической, среды значительно улучшается при устройстве открытых или крытых пешеходных зон. В большинстве европейских городов в исторических центрах имеются обширные пешеходные пространства, которые оборудованы удобными скамейками и кафе, расположенными в затененных зеленью местах. Здесь же находятся и магазины, доступные для инвалидов.
Ширина тротуара должна быть не меньше двух метров. Прямо и четко проложенные тротуары улучшают ориентацию, что очень важно для людей со слабым зрением или слепых, которые при помощи трости на ощупь распознают бордюрные камни и границы газонов. Стеклянные витрины, афишные гумбы и другое подобное оборудование следует устанавливать на цоколях для возможности узнавания их слепыми. На трассах с интенсивным движением тротуары нужно отделять озелененной полосой шириной не менее двух метров.
Вдоль тротуаров на расстоянии 200-300 метров друг от друга следует устраивать расширения, на которых устанавливать скамейки для отдыха. Это необходимо делать для людей пожилого возраста и инвалидов.
Покрытия тротуаров, пешеходных пространств, площадей должно быть безопасным, - не скользким, колеса колясок и трости не должны проваливаться в различного рода зазоры. Этим требованиям отвечает асфальтовое покрытие с мелкозернистыми включениями или бетонные плиты с уплотненной поверхностью и очень малыми щелями между ними.
Бордюрный камень в местах пешеходных переходов должен быть снижен до 2,5-3 см, чтобы инвалид на коляске мог преодолеть эту преграду.
Это очень коротко о том элементарном, что нужно делать при устройстве улично-дорожных пространств. Если говорить о европейских городах, то там все это уже сделано. Например, автобусы и трамваи имеют входы на уровне высоты бордюрного камня, а внутри есть специальные площадки для размещения колясок. У входов в метро располагаются крытые кабины лифтов - так что спуститься в метро можно и таким способом...

- Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы дело сдвинулось с места?
- В этом году Госстрой Украины привлек нас к разработке проекта «Государственной программы по обеспечению безбарьерного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищно-гражданского назначения», в которой обозначены эффективные пути реализации государственной социальной политики в сфере создания среды, доступной для людей с ограниченными физическими возможностями, и полной их интеграции в общественную жизнь.
Основные направления комплексного решения проблемы:
• проектирование новых и адаптация существующих жилых и общественных зданий;
• формирование сети специализированного обслуживания;
• приспособление улично-дорожных и пешеходных сетей;
• обеспечение доступности, удобства и безопасности перевозки пассажиров-инвалидов;
• оборудование городских территорий и гражданских зданий и сооружений вспомогательными устройствами и средствами информации и ориентации.
Для успешной реализации Программы необходимо разработать целый ряд нормативно-методических документов: на проектирование среды жизнедеятельности с учетом требований маломобильного населения; жилых и общественных зданий, учреждений социальной защиты; пособие к ДБН 360-92 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. -Градостроительные нормативы и правила проектирования среды жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями»; унифицированные типологические решения всех типов специализированных объектов; стандарты на промышленное изготовление элементов оборудования городских территорий и гражданских объектов с учетом требований людей с ограниченными физическими возможностями; стандарты на промышленное изготовление всех видов общественного пассажирского транспорта с учетом требований людей с ограниченными физическими возможностями; методические рекомендации и типовые положения по указанным направлениям.
Далее нужно адаптировать существующие жилищно-гражданские объекты, а новые - строить по новым нормативам, обеспечивающим полную интеграцию маломобильного населения в жизнь общества.

- Кто должен обеспечивать выполнение Программы?
— На государственном уровне выполнение Программы должно осуществляться министерствами и ведомствами путем научно-методического и нормативно-проектного обеспечения формирования доступной среды, экспериментального проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, а также путем разработки и изготовления опытных образцов оборудования, транспортных средств, связи и информатики для дальнейшего серийного производства предприятиями разных форм собственности.
Министерства, ведомства, другие органы исполнительной власти должны также обеспечить создание правового механизма, который бы запрещал реализацию проектов и конструкторских разработок без учета требований доступности для людей с ограниченными физическими возможностями, отвечать за внедрение мер по переоборудованию и оснащению подведомственных им зданий и сооружений, улично-дорожных и пешеходных сетей.
Для контроля за выполнением мер, предусмотренных Программой, необходимо создать Координационный совет с участием ведущих специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских организаций, а также представителей общественных организаций.
Информационное обеспечение должны предоставить Минтруда и Госстрой Украины. Органы исполнительной власти на местах разрабатывают соответствующие региональные программы с учетом особенностей конкретного региона. Контроль за исполнением проектных и строительных работ по формированию доступной среды в городах и других населенных пунктах Украины осуществляют органы Госархстройнадзора и Госэкспертизы.


 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g