(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Ремонтное право

Каракозов О. Ремонтное право // Бизнес . 97 . 8 апреля 1997 (№ 13) . С. 47

Новые государственные строительные нормы Украины
Кроме действующих в Украине строительных норм и правил (СНиП) разрабатываются национальные строительные нормы Украины — ДБН (державні будівельні норми). Новые государственные строительные нормы регламентируют: ремонтно-строительные услуги и порядок их выполнения, взаимодействия заказчика (застройщика) и подрядчика (строительной организации), порядок получения разрешений на строительство и особенности сдачи в эксплуатацию государственных и частных объектов (в том числе объектов собственности других государств), требования к экономической безопасности и радиационному контролю, гарантии на строительные услуги и порядок устранения дефектов и др. Многие строительные нормы Украины, разработанные и введенные в действие в последнее время, представляют непосредственный интерес для строительных организаций (генподрядчиков и субподрядчиков), застройщиков, заказчиков, поставщиков и потребителей. Среди новых норм отметим следующие.
ДБН А. 3. 1-2-93 "Порядок предоставления разрешения на выполнение строительных работ";
ДБН А. 3. 1-3-94 "Принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения";
ДБН А. 3. 1-4-95 "Положение о гарантийном паспорте-сертификате на объект, вводимый в эксплуатацию";
РБН 356-91 "Положение о радиационном контроле на объектах строительства и предприятиях стройиндустрии и стройматериалов Украины";
ДБН А. 2. 2-1-95 "Состав и содержание материалов оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений" и др.
Если вы собираетесь строить новое здание или сооружение, ремонтировать дом, квартиру или офис, обратите серьезное внимание на новые строительные нормы, введенные в Украине.

Как получить разрешение на строительство
В соответствии с действующим в Украине законодательством выполнение работ по новому строительству, а также расширению, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий и сооружений без получения разрешения не допускается. Под расширением понимается строительство дополнительных помещений, зданий и сооружений, возводимых в рамках единого строительного комплекса; под реконструкцией — строительные работы, связанные с изменением назначения объекта в пределах существующих строительных габаритов (составной частью реконструкции может быть капитальный ремонт объекта); под реставрацией — полное или частичное восстановление объекта, втом числе памятника архитектуры (капитальный ремонт может быть составной частью реставрации).
Выполнение строительных работ, не указанных в разрешении на строительство, а также выполнение работ после окончания срока действия разрешения (без перерегистрации) считается самовольным и влечет за собой ответственность, согласно законодательству Украины.
Разрешение на строительство выдается органами Государственного архитектурно-строительного контроля Украины (Госархстройконтроля). Такое разрешение является юридическим документом, удостоверяющим право заказчика (застройщика) и генподрядчика на выполнение строительных работ, а также их финансирование, подключение объекта к инженерным сетям, выдачу ордеров на земляные работы. Разрешения могут выдаваться на выполнение всего комплекса работ или на отдельные виды строительных работ (подготовительные работы, земляные работы, нулевой цикл, прокладка коммуникаций и т. п. ), а также на строительство в целом (комплекс зданий и сооружений) или отдельных объектов, зданий и сооружений.
Законом Украины "Об основах градостроительства" и ДБН А. 3. 1-2-93 "Порядок предоставления разрешения на выполнение строительных работ" установлен общий порядок регистрации объекта и выдачи разрешения на строительство, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности строительных организаций. Заказчик (застройщик) представляет в орган Госархстройконтроля по месту строительства объекта следующие документы:
• заявление заказчика установленной формы;
• документ, подтверждающий право заказчика неиспользование или собственность
земельного участка, на котором будет размещен строительный объект;
• решение соответствующего Совета народных депутатов о согласовании строительства;
• утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию и заключение местного органа по делам градостроительства и архитектуры о согласовании проектной документации;
• заключение органа охраны окружающей природной среды о согласовании проектной документации на строительство, расширение или реконструкцию объектов производственного назначения и объектов, размещаемых на землях рекреационного назначения;
• заключение органа охраны памятников истории, культуры и исторической среды о согласовании проектной документации на строительство;
• копии лицензий проектной организации на право выполнения проектных работ, инженерных изысканий и функций генпроектировщика;
• копии лицензий строительной организации на право выполнения работ в строительстве и функций генподрядчика;
• приказ генподрядной строительной организации о назначении производителя работ с его подписью и общий журнал работ;
• приказ заказчика о назначении работника технического надзора с его подписью;
• приказ проектной организации о назначении авторского надзора с обязанностями представителя авторского надзора и журнал авторского надзора в двух экземплярах;
• копии строительного генерального плана в двух экземплярах, согласованного с органом по делам градостроительства и архитектуры и другими заинтересованными органами (Госавтоинспекция, генподрядчик, заказчик, землепользователи соседних земельных участков, если во время строительных работ будет использоваться принадлежащий им участок земли);
• копию паспорта фасадов строений в двух экземплярах, согласованного с местным органом по делам градостроительства и архитектуры;
• заключение органа охраны памятников истории, культуры и исторической среды о выполнении на участке, где намечается строительство, исследования культурного слоя исторических населенных пунктов (в случаях необходимости);
• заключение территориальной геологической организации об отсутствии или наличии на участке, где намечается строительство, полезных ископаемых. При наличии на таком участке полезных ископаемых разрешение на застройку выдается в порядке, установленном действующим законодательством.
Орган Госархстройконтроля в месячный срок рассматривает перечисленные документы и принимает решение о предоставлении разрешения на строительство или об отказе в выдаче разрешения. При положительном решении заказчику выдается разрешение на выполнение строительных работ с указанием срока его действия, основных этапов работ, наименованием генподрядчика, организаций, осуществляющих авторский и технический надзор. Одновременно в общий журнал работ, в один экземпляр стройгенплана и паспорта фасадов ставится штамп о регистрации объекта.
По окончании срока действия разрешения на строительство заказчик должен продлить его в органах Госархстройконтроля в месячный срок, в противном случае разрешение считается утратившим силу. При изменении генподрядной организации или передаче прав на строительство объекта другому заказчику, разрешение на строительство подлежит перерегистрации.
В связи с ростом объемов индивидуального строительства жилых зданий, хозяйственных и бытовых сооружений представляют интерес порядок получения разрешений на строительство в этих случаях.
Индивидуальным застройщикам (физическим лицам) разрешение на выполнение строительных работ выдается на основании заявления застройщика, документа о праве на землепользование, согласования строительства с соответствующим Советом народных депутатов или исполнительным органом, проектной документации со штампом согласования с местным органом по делам градостроительства и архитектуры, а также подписи производителя работ и приказа о его назначении в случае строительства подрядным способом. При сооружении индивидуальных жилых зданий и строений в два этажа и более, а также при строительстве на территориях со сложными инженерно-геологическими условиями или в сейсмоопасных районах, индивидуальный застройщик обязан обеспечить соответствующий технический и авторский надзор.
Разрешения на строительство выдаются государственными органами архстройконтроля (т. е. бюджетными организациями), поэтому официальная оплата за выдачу или продление разрешений не должна взиматься.

Лицензии на ремонтно-строительные услуги
О лицензиях на строительные работы мы уже писали (БИЗНЕС №2 от 21. 01. 97 г. ). напоминаем, что размер платы за выдачу лицензий в настоящее время регулируется постановлением Кабинета министров Украины от 13 мая 1996 года №501 в зависимости от количества видов работ.


    Количество видов работ
    Базовая плата за выдачу Лицензий в коэффициентах соотношений к необлагаемому минимуму доходов граждан (по состоянию на 1 октября 1995 г. )
    1
    26
    2
    30
    3
    34
    4
    36
    5
    38
    6 и более
    40+1 необлагаемый минимум доходов граждан за каждый вид работ после пяти

    Руководители и менеджеры организаций, которые собираются получить лицензию или продлить срок ее действия, должны обратить внимание на маленькие хитрости, к которым прибегают некоторые лицензионные центры, незаконно взимая с претендентов на получение лицензии довольно крупные суммы.
    В качестве примера рассмотрим случай, когда организация претендует на выполнение одновременно строительно-монтажных работ (5 видов) и функций генподрядчика (1 вид работ). В этом случае размер платы за лицензию должен определяться как за 6 видов работ:
    С = 41x17x1, 678x1, 2 = 1403, 4 грн.,
    в т. ч. НДС- 233, 9 грн.,
    где 41 — коэффициент, принимаемый при шести видах работ;
    17 грн. — необлагаемый минимум доходов граждан, действующий на момент выдачи лицензии;
    1, 678 — индекс инфляции (определяется ежемесячно по данным Министерства статистики); 1, 2 — налог на добавленную стоимость.
    Некоторые лицензионные центры, пользуясь неосведомленностью заявителя, завышают стоимость лицензии и определяют ее как общую сумму двух лицензий на выполнение строительно-монтажных работ и функций генподрядчика:
    с = с2 +с2,
    где С, — стоимость лицензии на выполнение пяти видов строительно-монтажных работ:
    С1 = 38x17x1, 678x1, 2 = 1300 грн.,
    в т. ч. НДС - 217 грн.;
    38 — коэффициент, принимаемый при пяти видах работ;
    С, — стоимость лицензии на выполнение функций генподрядчика:
    С2 = 26x17x1, 678x1, 2 = 890 грн.,
    в т. ч. НДС - 148 грн.; 26 — коэффициент, принимаемый при одном виде работ.
    Стоимость лицензии при таком расчете составляет:
    С = С1 +С2 = 1300+890 = 2190 грн.,
    в т. ч. НДС — 365 грн., т е. некоторые лицензионные центры завышают стоимость лицензий на 50-60%, с чем нельзя согласиться.
    Организации, которым лицензионные центры выписали счета, превышающие размеры платы за выдачу лицензий, установленные действующими нормами и постановлением Кабинета министров Украины №501, могут требовать компенсации и возмещения ущерба в установленном законом порядке.
    Еще на один момент следует обращать внимание при получении лицензии. Очень часто лицензионные центры заставляют вновь образованные организации предоставлять заключения различных экспертных комиссий или заключения органов Госархстройконтроля. Все эти заключения, естественно, платные. Зачастую на практике они превышают стоимость самой лицензии. В постановлении Кабинета министров Украины №501 четко указано, что размер платы за выдачу экспертного заключения не должен превышать 50% стоимости лицензии. Кроме того, вновь образованные организации, которые только заявляют о своем намерении выполнять строительно-монтажные или проектные работы, не следует направлять на экспертизу. Ведь ей же нечего еще представить ни в экспертную комиссию, ни в органы архстройконтроля. Тем более что в первый раз лицензия выдается только на год. Вопрос об экспертизе можно ставить через год при продлении срока действия лицензии на 3-5 лет. За это время организация приобретет определенный опыт и выполнит объемы работ, которые можно представить экспертным комиссиям или органам Госархстройконтроля. Однако некоторые лицензионные центры затягивают рассмотрение документов, не укладываются в установленные Кабинетом министров Украины (постановление №569 от 8 октября 1992 г) сроки (до 30 дней — для региональных центров и до 45 дней — для головного центра) и продолжают упорно требовать экспертные заключения от вновь образованных организаций.
    При продлении срока действия лицензии обращайте внимание на стоимость экспертных заключений, которые в ряде случаев необоснованно завышаются на 30%.
    Как это делается? Предположим, вы продлеваете лицензию на выполнение пяти видов строительно-монтажных работ, стоимость которой 1300 грн. Некоторые экспертные комиссии выписывают счет за проведение экспертизы в размере 50% от стоимости лицензии на сумму 650 грн. Но ведь у вас продление лицензии. А плата за продление лицензии уменьшается на 25%. Таким образом, стоимость продления лицензии составит:
    Сп = 0, 75хС = 0, 75x1300 = 975 грн.
    Размер платы за выдачу экспертного заключения должен определяться в размере 50% от Сп = 975 грн. и он составит:
    Сэ =0, 5хСп = 0, 5x975 = 487, 5 грн.
    При получении (продлении) лицензии или экспертных заключений обращайте внимание на правильное определение их стоимости лицензионными центрами и экспертными комиссиями.

 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g