(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Советы строителям и заказчикам


Савченко Е. Советы строителям и заказчикам // Строительство и реконструкция . 2001 . 1 июля 2001 (№ 7) . С. 25

Для строителей, проектировщиков и заказчиков эти темы очень важны. Несмотря на то, что приняты законодательные и нормативные документы, регулирующие эти области деятельности, тем не менее, об обеих процедурах слагаются устрашающие легенды. Внесут ли ясность советы и разъяснения из первых рук?

Казусы лицензирования
Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», принятый в июне 2000 года и вступивший в силу в 22 октября того же года, прокомментировал начальник Государственной архитектурно-строительной инспекции Владимир Владимирович Папка.
Закон действительно нуждается в комментариях. Законом «О внесении изменений в Закон Украины «Об основах градостроительства», принятом 7 марта 2001 года, в него внесены изменения. К тому же, особые сложности пока создает отсутствие части подзаконных актов, определяющих порядок лицензирования. До окончания определенного Законом срока доработки этих документов осталось 4 месяца, но нет уверенности, что ответственные структуры справятся с этой работой. Без документов работать сложно, некоторые вопросы пока не имеют решения. Тем не менее, 2 марта была подписана первая строительная лицензия в соответствии с новым законодательством.
Закон «О лицензировании...» отменяет деятельность всех структур, которые занимались лицензированием согласно предыдущему законодательству. В марте 2001 года Президентом Украины определен специальный уполномоченный орган по вопросам лицензирования: Госкомпредпринимательства Украины, при котором созданы Управление по лицензированию и регистрации хозяйственной деятельности и Экспертно-аппеляиионный совет. Эти структуры отвечают за согласование и разработку нормативных документов, контроль лицензирования, дают разъяснения.
Лицензионные условия строительной деятельности разрабатывает Госстрой совместно с Госкомпредпринима-тельства, их утверждение ожидается в июне.
Кто лицензирует? В Постановлении КМ Украины (которое подготовлено Госстроем), указано, что лицензии на строительную деятельность выдают:
• Госстрой Украины—для деятельности по всей территории Украины;
• СМ АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская госадминистрации — для деятельности только на своих территориях.
В Киеве лицензии выдает Госархстройконтроль.

Казус. Некоторые виды строительно-монтажных работ лицензируются не Госстроем, а другими ведомствами. Так, лицензии на монтаж систем отопления выдает Управление противопожарной охраны. Это выглядит еще естественно по отношению к работам по устройству каминов или печей, но не в случае, например, лицензирования работ по монтажу водяного отопления или прокладке тепловых сетей. Мелиоративные работы и работы по строительству «отдельных элементов инженерной инфраструктуры» гидротехнических сооружений лицензирует Комитет водного хозяйства.

Что и кто лицензируется? Законом «О внесении изменений в Закон Украины «Об основах градостроительства» с 8 февраля изменена редакция пункта 30 ст. 9 Закона "О лицензировании...". Изготовление несущих строительных конструкций теперь не лицензируется (а подлежит сертификации). А проектно-изыскательские работы внесены в перечень лицензируемых видов работ. Выдача лицензий на проектную деятельность должна начаться после выхода Постановления КМ Украины о внесении изменений в перечень органов лицензирования. Будет также действовать кодификатор проектно-изыскательских работ.
Лицензию обязано получить каждое отдельные юридические лицо, в том числе дочерние предприятия компании, члены холдингов и т.п.

По новому Закону, неясны условия лицензирования иностранных предприятий. По мнению Госкомпредпринимательства, этот вопрос законодательно не отрегулирован. Происходит дискриминация иностранных предприятий, и в ответ это ударило по украинским фирмам. Дело в том, что между странами СНГ существует соглашение о взаимопризнании лицензий, что в 10 раз сокращало стоимость их получения для участвовавших в соглашении сторон (например, полная стоимость лицензии иностранному предприятию в Казахстане - 24 тыс.долларов). В соответствии с этим, около 300 украинских строительных предприятий получили лицензии и работали в России, Казахстане (при этом только 5-6 российских предприятий пожелали получить лицензии для работы в Украине). Теперь, когда соглашение нарушено, и Украина не выдает лицензии иностранцам, страны СНГ также грозят прекратить выдачу лицензий украинским предприятиям. Решить этот вопрос обязан Госкомпредпринимательства как специально уполномоченный орган в вопросах лицензирования.

Сроки. Теперь лицензии выдаются на 3 года абсолютно для всех предприятий и предпринимателей. Ранее лицензии выдавали на 5 лет, и успевшие их получить до вступления в силу нового Закона, то есть до 21 октября, будут пользоваться лицензией в течение 5 лет.
Цена. Стоимость получения лицензии четко оговорена в Постановлении КМ: при получении в Госстрое—340 грн., а в обл- и горгосадминистрациях—255 грк. Получение копии лицензии для отдельных подразделений фирмы стоит 17 грн.

Казус. Лицензии, полученные за приблизительно одинаковую плату в Госстрое и местных органах, неравноценны — одна дает право работать во всех областях Украины, другая — только в одной области. Поэтому работы Госстрою прибавилось (ранее выдавалось 30-40 лицензий в месяц, теперь — более 100). Но предложение об удорожании общеукраинской лицензии пока встречает возражения у Госкомпредпринимательства.

За лицензией следует обращаться лично. Крайне неосмотрительно пользоваться услугами юридических фирм, которые требуют за помощь в получении лицензии 400-2000 долларов, включая в эту сумму свой гонорар и громадные «презентационные» средства. Эти фирмы занимаются обманом клиента. Госстрой заявляет: получение любой лицензии обойдётся не дороже ее официальной стоимости и никаких искусственных препятствий к ее получению не ставится.
Документы. Для получения лицензии требуется представить заявление, реквизиты фирмы, нотариально заверенную копию свидетельства о госрегистрации предприятия. По Закону "О лицензировании...", дополнительный перечень документов будет определен постановлением КМ Украины, однако постановления еще нет. Поэтому единственные дополнительные документы, которые пока требует Госстрой, — справка о наличии специалистов, компетентных выполнять работы в соответствии с кодификатором, и документ, подтверждающий наличие системы контроля качества. Лицензионная комиссия обязана рассмотреть заявление в течение 10 дней и в течение 3 дней сообщить результат заявителю. На оплату и получение лицензии отпускается месяц, по истечении этого срока не востребованная лицензия аннулируется.

Казус. Несмотря на такие простые условия лицензирования, отмечено несколько случаев подделки лицензий.

Отказ и аннулирование. Основной причиной отказа в выдаче лицензии является недостоверность представленных данных, чаще всего являющаяся результатом небрежности при подаче сведений. Например, фирма изменила адрес и не отразила этот факт во всех документах. Аннулирование лицензии возможно также при установлении факта ее передачи другому юридическому лицу, например, дочернему предприятию (хотя доказать факт добровольной передачи сложно).

Дописывание в справку о наличии специалистов "мертвых душ" доказать трудно. Однако есть прецедент, когда такая справка была признана правомочным документом в суде по поводу невыплаченной заработной платы для доказательства, что специалист, требующий вознаграждения, действительно работал в фирме.

Воспользовавшись случаем, докладчик упомянул также об изменениях к Закону Украины «Об ответственности за нарушения в сфере градостроительства», в котором четко (без расплывчатых «от и до») определены размеры штрафов за нарушения. Неприятно, когда штрафуют, но отрадно, что в стране начинают работать законы. Как посоветовал В. Папка, когда от вас что-то требуют: «Спросите у того, кто требует, где это записано».

Размеры штрафов за нарушения в сфере градостроительства:
• проведение строительных работ без разрешения — 50% стоимости выполненных работ;
• использование неутвержденной проектной документации — 30% стоимости документации;
• применение несертифицированной продукции — 25% стоимости продукции;
• несоблюдение государственных стандартов и нормативов —10% стоимости объекта;
• принятие в эксплуатацию объекта с недочетами — 5% стоимости объекта;
• уклонение от устранения нарушений — 50 необлагаемых минимумов;
• изменение объекта без разрешения автора и Глав-киевархитектуры — 25% стоимости проектной документации;
• эксплуатация объекта без его принятия в эксплуатацию приемочными комиссиями и без регистрации — 10% стоимости объекта;
• нарушения градостроительной документации — 25 необлагаемых минимумов.
Уплата штрафа не освобождает виновного от устранения нарушений.

Перипетии подготовки проекта
Тема подготовки документации для строительства обсуждается в Строительном клубе не впервые, и каждый раз вызывает удивление факт, что находятся упорные заказчики, готовые пройти путь согласований и утверждений до конца. На заседании начальник Инвестиционного управления Главкиевархитектуры Евгений Иванович Сороколат дал начинающим заказчикам ряд полезных советов.
1. Прежде всего, следует и определить спрос на выбранный объект строительства в обществе, то есть, провести маркетинговые исследования. Например, не так просто предсказать спрос на жилье через несколько лет (когда оно будет построено): сохранится ли интерес к высококомфортному жилью, будут ли востребованы дома низкого качества, потребуются ли скромные квартиры?
2. Выбор площадки — задача заказчика. Однако в городе «брошенных» площадок уже практически нет. Заказчику лучше обратиться к фирмам, исполняющим функции заказчика или в Институт Киевгенплак, который владеет всей информацией о незастроенных территориях. Киевген-план относится положительно к строительству новых объектов, это одна из наиболее "доброжелательных" организаций в городе.
3. Набрав вариантов "с запасом", следует посоветоваться об окончательном выборе с Главархитектурой, районным землеустроителем. Важно, что они хорошо знают площадки, по тем или иным причинам «безнадежные».
4. Желательно «застраховаться» от неудачного решения, проведя предварительные согласования по поводу будущего объекта с районной администрацией, Управлением охраны природы и Санэпидемслужбой, Управлением охраны памятников — структурами, которые во многом контролируют возможности участка.
5. Только после этих шагов следует обращаться в госадминистрацию Киева за согласованием месторасположения объекта. Этот документ бывает двух видов:
• письмо-разрешение (лист-дозвіл) — подписывает один человек, и готовится он быстрее, поэтому это более популярный документ;
• решение Горсовета о согласовании месторасположения объекта — документ, который все равно придется получать при отводе земельного участка.
6. При подаче заявления на получение вышеуказанных документов следует хорошо продумать название объекта, поскольку при изменениях в его составе и назначении разрешения придется переделывать.
7. При выдаче согласования месторасположения Ки-евсовет отправляет заявление на согласование со своими службами, с которыми объект уже обсуждался предусмотрительным заказчиком (см. п.4). Очень опасной может быть реакция жителей, с которой считаются согласующие организации (поэтому обычно заказчики стараются держать объект в секрете от соседей).
8. Следующий шаг — обращение в Главкиевархитек-туру за АПЗ и получение ТУ. Именно на этом этапе может возникнуть угроза рентабельности проекта. Очень важно участвовать в подготовке АПЗ, и проследить, чтобы в него не вписали пункты, влекущие дополнительные расходы или неприемлемые для проекта решения. Необходимо обойти все организации, предоставляющие ТУ (их состав зависит от конкретного участка и объекта), со всеми «поработать», чтобы свести к минимуму запросы служб и обеспечить собственные потребности. Полный сбор ТУ силами Главкиевархитектуры стоит 2-5 тыс.грн. По закону АПЗ и ТУ должны быть получены в течение месяца и обычно этот срок выдерживается (он может затянуться в основном из-за разногласий «по творческим вопросам»). Изменения в АПЗ могут быть внесены в дальнейшем, но по взаимному согласию заказчика и Главкиевархитектуры.
9. АПЗ — основа для заказа проекта. На этом этапе важно правильно определить стадии проектирования. По мнению докладчика, лучший вариант — сочетание стадий «проект» и «рабочая документация». Сочетания «эскиз» и «рабочая документация» или только «рабочая документация» годятся только для простых объектов, поскольку могут повлечь трудоемкие переделки проекта после прохождения ГС и экспертизы.
10. Согласования проекта отбирают много сил и времени, и иногда лучшим решением будет обращение к специализированным фирмам, исполняющим функции заказчика. Они сопровождают продвижение и согласование проекта, информационно оснащены, знают цены, часы приема, имена и привычки должностных лиц и т.п. Таких фирм пока немного, о некоторых из них можно узнать в Главкиевархитектуре.
11. После получения протокола о прохождении ГС готовится письмо в Киевсовет с просьбой о выделении участка земли. Если участок куплен (является собственностью), то разрешение Киевсовета об отводе земли не потребуется, достаточно иметь акт на собственность и получить решение горсовета по отводу участка для строительства. Если строительство будет в соответствии с ПДП, вопрос об отводе участка можно ставить одновременно с проектированием. Иногда в результате проектирования контуры уча-ежа могут быть изменены.
12. Следует учитывать: от момента отвода участка до начала строительства разрешается тянуть не более 2 лет, геотопосъемка действительна 1 год. При превышении сроков все документы следует согласовать заново. Однако если участок находится в «бойком месте», где вокруг идет строительство, на медлительного заказчика могут оказать давление и даже изъять участок через суд, если он не начнет строить. И именно тогда наступит следующий трудный этап: о проекте узнают местные жители и начнут писать жалобы во все инстанции.

 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g