(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Стой! Кто идет?


Грачева Е. Строй! Кто идет? // Карьера. 2001 . №2. C. 30-33

Отделочных фирм в наши дни пруд пруди - рекламой забиты все газеты и журналы. А судя по числу людей, которых эти фирмы "нагревают", ремонт и отделка - возможность "срубить" неплохие деньги. Бизнес этот прибыльный. Но он может стать золотым дном, если ваши фирма будет работать качественно.
Считается, что можно создать ремонтную фирму на пустом месте, без стартового капитала и не забивая себе голову технологическими тонкостями. Иллюзия. Золотой сон для тех, кто своими руками поклеил обои и побелил потолок приятелю, заработав 200 баксов. Опыт показывает: если не считать лицензирования (о нем ниже), без $10 тысяч (как минимум) вы сгорите на старте. В основном эти деньги идут на инструменты. Даже элементарные дрели и шлифовочные машины влетают в копеечку, не говоря уж о дорогих циклевочных машинах и пылесосах для паркетной стружки (их цена исчисляется тысячами долларов).
Главное обстоятельство, которое нужно иметь в виду,— конкурентов в этом бизнесе великое множество. Поэтому единственный способ удержаться на плаву — работать качественно и ориентироваться на западные стандарты. Как говорит финансовый директор известной российской строительной фирмы «Александр Нэй» Николай Тюленев: «Даже если самый профессиональный велосипедист будет неподвижно сидеть на велосипеде, он непременно упадет».
Бумажная крыша
Вопрос о том, регистрировать себя официально или прятаться на первых порах за подрядчика, почти риторический. Регистрация — дело хлопотное. В первую очередь, это время. Во-вторых, регистрируют и дают разрешение на различные виды отделки только в том случае, если у вас работают профессионалы, которые могут подтвердить свою квалификацию электрика или плиточника соответствующим документом. В крайнем случае всю беготню по госкомстроям, регистрацию и лицензирование (на грамотно составленной лицензии указана даже территория, на которой ваша фирма отделочные работы) можно переложить на специальные организации. Полный пакет таких услуг обойдется примерно в $2,5 тысячи.
Немногие начинают сразу с лицензирования. Чаще наоборот — пока дело не наберет обороты и не станет ясно, что дальше без лицензии работать уже несолидно, обходятся без нее. На начальном этапе идут в ход такие варианты, как работа с подрядчиком, который прикрывает ваши юридические тылы. Достаточно открыть любой номер «Из рук в руки», где полно объявлений: «Приглашаем бригаду со своим объемом работ. Ваша доля — до 70%». Эти организации просто пропускают через себя договора, ставят свою печать — то есть создают иллюзию того, что вы работаете как юридическое лицо.
Еще один вариант (и так поступают многие мелкие фирмы, существующие не один год, но по каким-то причинам тянущие с регистрацией) — уйти под крыло банка, где у вас расчетный счет. Сделать это можно при помощи фирм, занимающихся обна-личкой при банке. Владимир Колосков, который возглавляет строительную фирму с 1994 года, долгое время действовал именно так: «Деньги проходят по договору, который существует только на бумаге. Банку от вас достается от 2% до 5%. Естественно, такие операции (кстати, совершенно законные) — удел мелких банков, которым оборотные средства нужны так же, как вам — серьезные клиенты».
Пролетариату нечего терять
Главная проблема для хозяина отделочной фирмы — пролетариат, который настроен меньше работать и больше получать. Страха потерять работу нет, поэтому можно схалтурить, украсть, просто не выйти на работу.
Владимир Колосков: «Порой бывает невозможно объяснить, что переделывать работу — более трудоемкое занятие, чем с самого начала выполнять ее качественно. Если ко мне приходит человек и заявляет, что умеет все, потому что десять лет проработал на стройке, я вряд ли возьму его на работу. У таких халтура уже в крови заложена, и оштукатурить стену для него не значит довести ее до зеркального блеска».
При выборе рабочих надо иметь в виду и географический момент. Конечно, желая сэкономить, можно нанять рабочих из ближнего зарубежья (для них $100 в месяц отличная зарплата). Московские рабочие меньше чем за $400 работать не будут. Но и мороки с «хохлами» или «молдаванами» полно. По закону их нужно зарегистрировать, где-то поселить (их манера гнездиться на объекте по душе далеко не всем заказчикам). Это что касается быта. Но есть ведь и проблемы высшего порядка — например, нетленные знания. Сколько леденящих душу историй об отвалившейся плитке или обоях! А все дело в несоблюдении технологии при работе с тем или иным материалом. А поскольку чуть ли не каждый год на рынке появляются новые материалы и старушка Фортуна зазывно скалится только тем, кто может предложить своему заказчику что-то суперновое и современное, то вывод один: выигрывает
тот, кто знакомит своих работяг с новыми материалами и учит с ними работать. Поэтому к любой группе рабочих должен быть прикреплен бригадир, который инструктировал бы их и лично отвечал за порчу дорогостоящего материала и инструмента. Ясно, что учить «молдаван» или «хохлов» невыгодно: сколько они у вас проработают, неизвестно.
Некоторые специалисты понадобятся вам постоянно (например, маляр, штукатур, плиточник, паркетчик), а кого-то можно будет приглашать на работу со стороны (тех же электриков). На первых порах — когда количество поступающих заказов не превышает десяти в год — штат может быть небольшим. Тем более что ремонт — бизнес сезонный (самая горячая пора — лето). И содержать большой штат все двенадцать месяцев не имеет смысла. На случай прилива заказчиков лучше иметь 20—30 резервных рабочих. При расширении бизнеса желательно сформировать три уровня персонала: высшее звено (менеджеры, отвечающие за поиск клиентов, документацию, бухгалтерию), прорабы (управленцы на объектах) и, наконец, сами рабочие. Задача первых — отслеживать новые постановления Госкомстроя, подавать заявки на тендеры и обновлять лицензии. Задача вторых — минимизировать издержки при закупке и транспортировке материа-
лов, нести ответственность за качество выполняемых работ, отвечать за инструмент и оборудование. Рабочие же должны качественно работать с дорогостоящими материалами и инструментами и, естественно, меньше воровать. Вадим Тухватулин, ООО ВТ: «Когда мы говорим нашим клиентам, что в корне меняем планировку и все это делается совершенно законно, многие недоумевают. Хотя вся загвоздка — в опыте отдела планирования, который знаком с жилищными постановлениями и знает, с кем нужно договариваться и по поводу комнатных перегородок, и по поводу барбекю на крыше».
У всех на устах
С кем вы, мастера культуры быта? Ответа два. Вы можете искать клиентов среди частников или работать с юридическими лицами, государственными объектами и частными фирмами. С частниками проще договориться, но претензий у них всегда больше, а требования круче. Зато они и платят щедрее. Государство же — клиент неприхотливый. Но там и работа проще.
Обратить на себя внимание в этом бизнесе — задача первостепенная, но реклама в «Экстра-M» — не самый короткий путь к сердцу заказчика. Лучше всего, когда вам делают рекламу ваши же клиенты, которым вы качественно и относительно недорого сделали ремонт. Хорошо, если вы постоянно сотрудничаете с архитектурным бюро и оно направляет к вам клиентов. Николай Тюленев («Александр Нэй»): «Наша фирма начинала с ремонта квартир еще в 1993 году. Заказов тогда было совсем немного — 8—9 крупных объектов за год. Но почти все отделанные нами квартиры и коттеджи попали на страницы журналов Salon или Material Magazine. Это послужило наилучшей рекламой. Другой эффектив-ный способ — подружиться с архитектурными бюро. Часть клиентов они направляют к нам, часть — мы к ним. Мы заранее имеем представление о том, с какими архитектурными проектами к нам придут клиенты и к кому в случае возникновения сложностей обращаться». Сегодня на счету у фирмы «Александр Нэй» реконструкция и отделка таких объектов, как «Краб Хауз», сеть ресторанов «Яки-тория», магазин «Волшебный мир компьютеров», супермаркет «Химки» и ряд других. К прямой рекламе они не прибегали никогда Единственное исключение — участие в выставках, в том числе в одной из самых престижных — «Архитектура и дизайн» (около $250 за 1 кв.м).
Проверка на дорогах
Уже твердо встав на ноги, можно попробовать свои силы на гособъектах. Конечно,
«Алые паруса» вам вряд ли сразу обломятся, но на ре-
монт школы вы вполне можете претендовать. История
знает случаи, когда новорожденные фирмы, хозяева которых не имели никаких связей, получали заказы. Госзаказ — это жесткие сроки, крупные масштабы и тендеры Проблема здесь в том, что все работы для муниципальных учреждений фирма делает целиком на свои деньги и только после того, как объект сдан, с вами расплачиваются. «Новорожденным» фирмам это, конечно, не потянуть Но вот ремонт какого-нибудь супермаркета или закусочных — по силам Во-первых,
с таким несложным объектом справится любой рабочий, а во-вторых, вся оплата будет производиться поэтапно.
Александр Труфанов, исполнительный директор ООО «Сова»: «Даже если хватает частных заказов, не стоит отказываться от участия в тендерах. Хорошо выполненная работа на муниципальном уровне всегда потянет за собой больше клиентов, чем может привести любой частник. В свое время нашу фирму выбрали по тендеру для отделки одного из филиалов Сбербанка. Работа была выполнена качественно, и когда через некоторое время филиалы начали появляться как грибы после дождя, работа нашей фирме была обеспечена не на одинсезон. Организуя строительную фирму, нужно непременно создать отдел планирования, который отслеживал бы все заявки, приходящие как со стороны местной управы, так и со стороны правительства Москвы».
Расценки на государственных объектах вопреки сложившимся стереотипам достаточно высоки. Если еще три года назад рассчитывались по копеечным сметам, то теперь государство ориентируется на «Сборник общегородских единичных расце-
нок на строительные работы для Москвы» (обновляется ежеквартально). Коэффициенты сравнимы с европейскими, а цены вы уже подставляете сами. Правда, первая
и самая распространенная ошибка многих, кому в руки попал гособъект,— желание сэкономить на так называемых скрытых работах. Считается, что государство не ста-
нет проверять, устанавливаете вы гипсокартон на метал-локаркас или алюминий скручиваете с медью. Еще как станет. Бывают случаи, когда для проверки качества сварки откапывают трубы.
Всеобщий эквивалент
Затевая свою отделочную фирму, надо понимать, что вложенные вами средства окупятся не сегодня и не завтра. Если через полтора года — считайте, вам повезло. Прежде чем удастся «пощупать реальные деньги», придется несколько раз возвращаться к переделке одной и той же квартиры и столько же раз сменить всю бригаду. При качественной работе имеет смысл рассчитывать на 7—8 заказов в год. Как и было сказано, половина сметной стоимости ремонта — чистый доход хозяина (другая половина уходит на зарплату рабочим) — это если вы работаете с частным заказчиком. При работе с фирмами или госзаказом подрядчик получает 10—12% от стоимости всего объекта. Но там и смета больше, и работы проще. Кроме того, работая постоянно с фирмами, поставляющими материалы для ремонта, вы получаете от них скидки. И это дает вам возможность, во-первых, обойти конкурентов по расценкам, во-вторых, иметь свой процент от фирм-поставщиков. Злые языки утверждают, что все ремонтники «нагревают» своих клиентов на крупные суммы с расходами на стройматериалы — вот уж что действительно проверить почти немыслимо. Но ни один из наших интервьюеров этого не подтвердил. Зато все они говорили в один голос: качественная работа — гарантия успеха этого бизнеса.

 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g