(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Страна замороженых строек


Мхитарян Н. Страна замороженных строек // Голос Украины . . 19 июня 2003 (№ 112) . С. 8

Пожалуй, первое, что отмечают в последнее время все без исключения иностранные гости Украины — то, как хорошеют наши города. Строительный бум в Украине является всеми признанным и едва ли не самым ярким достижением экономической реформы. Сводки цен на жилье сегодня воспринимаются тысячами граждан как сообщения с передовой. Первое, чем занимается зарождающийся в государстве «средний класс», на который так много надежд возлагают политики, — обеспечивает жильем свою семью. Благо, древнее правило успеха: построить дом, посадить дерево и вырастить сына, еще никто не отменял.
Более того, с помощью банковского кредитования, государственных программ помощи молодым семьям, отчисления строительными корпорациями бесплатных квартир очередникам из малообеспеченных слоев населения и военнослужащим — конституционное право граждан Украины на жилье наконец-то начинает приобретать реальные очертания.
И, подчеркну, все это при том, что бюджетное финансирование строительства жилья, существовавшее в советское время, не возобновилось. Его заменили внутренние инвестиции, и сотни тысяч людей (на одного работающего непосредственно в строительстве приходится более десятка человек, занятых в различных смежных отраслях экономики) получили постоянную работу и стабильную зарплату, а налоги и обязательные платежи пополнили бюджет и целевые фонды.
Но, по всей видимости, традиция резать дойных коров оказывается в Украине сильнее прочих. Уже в ближайший четверг на рассмотрение Верховной Рады Украины выносится во втором чтении проект закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость».
Предложенный законопроект, в частности, предусматривает (п. 5.1.20.) отмену существующих сейчас льгот по обложению налогом на добавленную стоимость работ по строительству нового жилья. Такая перспектива начисления НДС, по оценке специалистов крупнейших строительных организаций Украины, неизбежно приведет к повышению цен на нововыстроенное жилье по меньшей мере на 15 процентов.
Как говорится, комментарии излишни. Для граждан, которые строят квартиры за собственные средства (а удельный вес инвестиций физических лиц в общем объеме украинского жилищного строительства составляет 97 процентов), подобное удорожание на много лет отдалит, если не отменит перспективу новоселья. Ведь, как правило, квартиры стараются строить молодые семьи, которых государство не может поддержать и поощрить льготным кредитованием. А брать банковский кредит, имеющий свои проценты, при таком резком повышении цен на первичном рынке жилья они могут и не рискнуть. К слову, на эти же грабли Украина уже наступала в 1997 году. Тогда ликвидация льгот, которая длилась с апреля по сентябрь, привела к сокращению на треть строительства квартир за средства граждан. И вместо ожидаемой выгоды бюджет недосчитался значительной части налогов по другим статьям.
Так что, по большому счету, еще неизвестно, что выгоднее. Ведь для строительства дома, кроме затрат на кирпич и бетон, выплаты заработной платы, необходимо оплатить налог на землю, произвести отчисления на развитие социальной инфраструктуры города, выполнить технические условия по прокладке наружных коммуникаций, строительству трансформаторных .подстанций, бойлерных, котельных, коллекторов. И когда дом будет построен, передать бесплатно 5 процентов (а в центральных районах города — 10 процентов) жилой площади управлению жилищного обеспечения. Именно эти квартиры так ждут малоимущие очередники. Эти суммы далеко не символические, и ни одна отрасль не несет, кроме общеизвестных налогов, такую дополнительную нагрузку. Неужели эти взносы нужно еще раз обложить налогом? Если да, то какова, по мнению инициаторов нововведения, окажется инвестиционная привлекательность строительства: основа всего нынешнего подъема?!
Если объемы инвестирования резко сократятся (а без льготного налогообложения отрасли такая перспектива очевидна), проблема обеспечения очередников, обустройства коммуникаций и т. д. уже в ближайшие несколько лет ляжет на государственный бюджет неподъемной ношей. И будет лишь усугубляться как источник социальной нестабильности.
Да, наш скудный бюджет остро нуждается в дополнительных источниках средств. И согласно условиям вступления в ВТО мы должны избавляться от всех и всяческих налоговых льгот. Но каждое решение высшего законодательного органа должно быть всесторонне взвешенным и просчитанным хотя бы на несколько шагов вперед. Суть требований Евросоюза и Всемирной торговой организации по части налоговых льгот прежде всего касается украинских товаров и услуг, обеспечивающих наш экспортный потенциал, попадающих на мировой рынок. Но хоть наши новостройки и соответствуют мировому уровню требований по качеству жилья, они никак не могут составить конкуренцию на мировом рынке: просто не вывезти их никак, фундамент-то в украинской земле!
Если же говорить серьезно, жилье мы действительно строим в Украине и для ее жителей, экспортировать его не намерены. Так что следует тщательно взвесить, кому же на самом деле (и за пределами Украины или в ней самой) выгодно, чтобы налоги подкосили единственную сегодня нормально работающую отрасль нашей промышленности. И превратили ее в такую же зависимую от бюджетных подачек, как прочие.
Очевидно, что даже незначительное снижение инвестиционной привлекательности области вследствие отмены льготы ухудшит не только динамику жилищного строительства и, как следствие, финансовое состояние предприятий строительной индустрии. Неминуемые потери испытают и производители строительных материалов, стекольщики, арматурщики, транспортники. Давайте сосчитаем, если одно здание равняется нескольким месяцам работы кирпичного завода, то на сколько лет придется закрывать предприятие?!
Мои оппоненты могут заявить: те, кто хочет купить квартиру, все равно ее купит и дороже — ну, пятью—десятью годами позже... Но за эти годы не родятся дети, у людей, отложивших жизнь «на потом», появится разочарование, социальная апатия, неверие в перспективы нашего общества и прогнозы политиков. Что же касается очередников, а это 1,8 миллиона украинских семей (в том числе 550 тысяч льготников), то даже при существующих объемах жилищного строительства обеспечить их жильем удастся через не один десяток лет. И мы, повторяя со всех трибун о первоочередности и приоритетности социальной защиты, будем сознательно удлинять этот срок?!
Да, многое можно было бы оправдать нашей бюджетной бедностью: граждане Украины привыкли терпеть и ждать. Но, странное дело, льгота по НДС ликвидируется для строителей и предоставляется при... последующих перепродажах жилья, то есть для вторичного рынка. Подобная смена приоритетов больше походит не на установление всеобщего справедливого налогового равенства, а на попытку изменить ценообразование на рынке жилья. Может, кто-то попытается объяснить, благодаря каким заслугам вторичного рынка перед бюджетом и социальной сферой это делается? Может, учитывался мировой опыт? Так во всем мире государство дотирует программы, направленные на создание рабочих мест. Тут же, причем без бюджетных дотаций, строительство ста квартир обеспечит работой на несколько лет тысячу строителей. Продажа же ста готовых квартир обеспечит работой в течение месяца двух-трех маклеров. Есть разница?!
Мой опыт работы в корпорации «Познякижилстрой», и это мнение сегодня, я уверен, разделяют руководители многих строительных фирм, доказывает: предложенные изменения в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», которые лишают строительные организации льгот по обложению НДС, экономически не оправданы. Более того, они грозят нанести отрасли практически невосполнимый ущерб, привести к нарушению реализации конституционного права граждан на жилье и спровоцировать в обществе рост социального напряжения.
Предлагаю моим коллегам, народным депутатам Украины, принимая столь ответственное, прежде всего для будущих поколений, решение, все-таки учесть вышеприведенные аргументы. Они достаточно убедительны. Иначе старые грабли могут ударить по лбу с новой силой. И того и гляди, новые иностранные гости Украины обратят внимание на обилие так и недостроенных кирпичных коробок вместо новых красивых и уютных домов...

 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g