(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Государственный заказ

Мерзликин А. Государственный заказ // Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов. 2000. №14. C.29-30

Ни для кого не секрет то, что самая актуальная проблема практически для любого предприятия в Украине — это реализация собственной продукции. Чтобы продать свой товар, предприятия улучшают его качество, тратят большие деньги на рекламу, но эти расходы не дают гарантии стабильности. А от реализации продукции зависит многое: прибыль предприятия, размер зарплаты сотрудников, своевременность ее выплаты и т.д. Поэтому каждый руководитель добивается гарантированного объема продаж в будущем теми или иными путями, например, заключая долгосрочные контракты или осуществляя продажу товаров в кредит.
Один из возможных путей гарантированной продажи собственной продукции — это получение государственного заказа от одного из органов государственной власти. Хотя в этом тоже есть определенный риск, но любой бизнес — это риск, и не надо забывать, что на Западе получение государственного заказа считается очень престижным и гарантирует не только реализацию собственной продукции, но и приличную норму прибыли. Для нас это еще нехарактерно, но все меняется. Так что не стоит пренебрегать возможностью получить заказ на поставку (закупку) товаров, выполнение работ, предоставление услуг для удовлетворения государственных потребностей.
Главный госзаказовский закон
Верховной Радой Украины 22.12.1995 г. был принят Закон Украины № 493/95-ВР «О поставках продукции для государственных нужд» (далее — Закон), который вступил в силу со дня его опубликования, то есть с 23.01.1996 г.
Исходя из норм этого Закона поставки продукции для государственных нужд обеспечиваются за счет средств Госбюджета Украины и других источников финансирования. В Законе не уточняется, какие другие источники могут быть использованы, но с учетом возможностей государства это может быть только внешнее целевое заимствование, например на реструктуризацию угольной промышленности.
Объемы средств, выделяемых для оплаты госзаказа, устанавливаются законами о Госбюджете Украины на каждый год, и их распределение осуществляется в соответствии с решениями Кабмина Украины.
Потребности в продукции, необходимой для обеспечения выполнения региональных программ, определяются соответствующими областными и городскими госадминистрациями.
Закон регулирует гражданско-правовые отношения, связанные не только с поставкой продукции (товаров), но и с подрядом. Поэтому при заключении договоров на выполнение госзаказа необходимо руководствоваться соответствующими нормами законодательства, регулирующими такие отношения, в том числе, Гражданским кодексом УССР.
Согласно п.4 ст.1 Закона особенности отношений, возникающих в связи с формированием и размещением госзаказа на оснащение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления средствами массовой информации (СМИ), поставками (закупкой) для государственных нужд сельскохозяйственной продукции, продовольствия, вооружения и военной техники, а также других специально определенных (специфических) товаров, регулируются не Законом, а отдельными актами законодательства Украины.
Так, взаимоотношения со СМИ регулируются различными законами о выборах, а также национальными программами развития телевидения и радиовещания. Закупка сельхозпродукции и продовольствия для общегосударственных потребностей регулируется соответствующими указами Президента и другими нормативными актами, устанавливающими ежегодные объемы закупок. А закупка вооружения и военной техники регулируется Законом Украины от 03.03.1999 г. № 464-XIV «О государственном оборонном заказе».
Исполнители по воле и поневоле
Госзаказ — штука не всегда добровольная. Так, согласно п.8 ст.2 Закона, госзаказ является обязательным для следующих категорий юридических лиц:
— предприятий, в уставном фонде которых контрольный пакет акций (50 % + 1 акция) принадлежит государству;
— арендных предприятий, основанных на государственной собственности;
— предприятий-монополистов на каком-либо рынке и продукции.
Но госзаказ для таких предприятий обязателен только в том случае, если нельзя доказать, что выполнение госзаказа приведет к убыткам. В п. 5 ст. З Закона установлено, что заказчик возмещает исполнителю ожидаемую и неполученную прибыль, только если заказчик нарушает обязательства, взятые на себя в связи с заключением контракта. Из чего следует вывод: предприятие может отказаться от выполнения госзаказа, если докажет, что вследствии его исполнения потерпит прямые убытки, а упущенная выгода в расчет не берется.
Все же остальные «простые смертные» могут получить госзаказ только на конкурсной основе. Положение о порядке организации и проведения торгов (тендеров) в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг), утвержденное Постановлением КМ Украины от 28.06.1997 г. № 694, касается закупки простых — не специфичных товаров. Порядок проведения конкурсов среди претендентов на выполнение государственного заказа и геологического задания, утвержденный приказом Геолкома Украины от 09.08.1999 г. № 141, распространяет свое действие на госзаказ, связанный с проведением геологоразведочных работ. А военные нужды страны обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными Порядком проведения конкурсов (тендеров) по выбору исполнителей государственного оборонного заказа, утвержденного Постановлением КМ Украины от 09.12.1999 г. № 2244.
Надо отметить, что во всех порядках предусмотрены нешуточные требования к потенциальным исполнителям как с точки зрения технического оснащения, кадрового состава, так и качества продукции.
Во время проведения торгов, согласно п.6 Порядка формирования и размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд и контроля за их выполнением, утвержденного Постановлением КМ Украины от 29.02.1996 г. № 266, заказчики обязаны отдать предпочтение предприятиям общественных организаций инвалидов (УТОС, УТОГ, Союз организаций инвалидов), в том числе путем применения преференционной поправки в размере 15 % цены на продукцию собственного производства, предложенную этими предприятиями. Преференционная поправка применяется только в том случае, если все остальные характеристики отвечают предъявляемым заказчиком требованиям.
Перечень продукции, во время закупки которой госзаказчики отдают предпочтение предприятиям УТОС, УТОГ и Союза организаций инвалидов, утверждается Кабмином Украины ежегодно. Перечень такой продукции на 2000 год установлен Распоряжением КМ Украины от 03.12.1999 г. № 1330-р.
Но в любом случае самые важные показатели для выбора исполнителя — это цена и качество продукции, а предприятия общественных организаций инвалидов далеко не всегда могут составить конкуренцию обычным предприятиям.
Как привлечь — вопрос или утверждение
Статьей 3 Закона предусмотрено, что с целью стимулирования выполнения госзаказа исполнителям могут быть предоставлены льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и другие льготы.
Льготы по налогу на прибыль для исполнителей госзаказа Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР к сожалению, не предусмотрены, если не считать особого порядка налогообложения доходов от выполнения долгосрочных контрактов предусмотренного п.7.10 ст.7 этого Закона.
Законом Украины от 17.02.2000 г. № 1450-III «О государственном бюджете на 2000 год» правительству запрещено предоставлять государственные кредиты и дотации субъектам предпринимательской деятельности. Так что как минимум в 2000 году потенциальным получателям госзаказа придется обойтись без госкредитов, полученных на льготных условиях.
Что же касается других льгот, то кое-какие все же есть. Пунктом 1 Указа Президента Украины от 17.06.1996 г. № 433/96 «О мерах по привлечению инвестиций для доразработки нефтяных месторождений с труднодобываемыми и истощенными запасами» добывающие предприятия освобождаются от внесения отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет Госбюджета, сроком на
10 лет со дня получения лицензии на эксплуатацию месторождений за дополнительно добытые нефть и газ сверх базовых объемов на месторождениях, определенных КМ Украины как месторождения с труднодобываемыми и истощенными запасами.
Законом Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон о НДС) предусмотрена одна прямая льгота для тех, кто что-либо делает для государства. Сумма НДС, уплаченная по операциям по отпуску материальных ценностей, которые были заложены в государственный материальный резерв согласно договорам, заключенным до 01.01.1998 г., используется Госкомитетом Украины по материальным резервам исключительно на закладывание материальных ценностей в госрезерв с целью поддержки неснижаемого запаса в порядке, установленном КМ Украины (п. 11.22 ст. 11 Закона о НДС).
Также освобождаются от обложения НДС операции по продаже космических комплексов, космических ракетоносителей, космических аппаратов, наземных сегментов космических систем и их агрегатов, систем и комплектующих, произведенных субъектами космической деятельности за счет средств Госбюджета (Указ Президента Украины от 27.10.1998 г. № 1191/98 «О государственной поддержке космической деятельности»).
Однако основная льгота по НДС содержится в пп.7.3.5 п.7.3 ст.7 Закона о НДС и заключается в том, что датой возникновения налоговых обязательств при продаже товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств на расчетный счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в каком-либо ином виде, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед таким бюджетом. То есть налоговые обязательства определяются по «кассовому методу», а не по первому событию, как в обычном случае продажи товаров (работ, услуг). Это значительное преимущество, поскольку денег из бюджета можно ждать очень долго, а суммы, на которые заключаются контракты на поставку продукции под госзаказ, практически всегда значительные и, соответственно, суммы начисляемого НДС также значительны для любого предприятия.
Ну а в случае возникновения споров и разногласий между заказчиком и исполнителем госзаказа обе стороны освобождены от уплаты госпошлины по искам, с которыми они обращаются в суд, согласно п.38 ст.4 Декрета КМ Украины от 21.01.1993 г. № 7-93 «О государственной пошлине».
Как видим, преимущества у исполнителей госзаказа, по сравнению с рядовыми продавцами своей продукции, все же есть. А значит, вам решать, господа предприниматели, стоит ли ввязываться в борьбу за получение заказа от государства с учетом вероятности неполучения компенсации за проданные товары (работы, услуги) в сроки, оговоренные в контракте.


 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g