(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Все стимулы на потребление


Боярунец А. Все стимулы - на потребление. // Компаньон. 2001. №45. C.49-52

«Для многих отечественных промышленных производителей конъюнктура мировых рынков в 2001 г. заметно ухудшилась, - отмечает министр промышленной политики Украины Василий Гуреев. - Решать эту проблему министерство планирует за счет стимуляции внутреннего потребления промышленной продукции и поддержки отраслей, производящих конкурентоспособные на внешних рынках товары.»

По информации Государственного комитета статистики в октябре 2001 г. объем промышленного производства в Украине вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по сравнению с сентябрем 2001 г. - на 12,1%. С начала этого года прирост промышленного производства по сравнению с январем-сентябрем 2000 г. составил 16,1%. Самые быстрые темпы роста промышленного производства зафиксированы в производстве кокса и продуктов нефтепереработки (52,5%), в древообрабатывающей промышленности (31,8%), в машиностроении (24,9%) и в пищевой промышленности (21,8%).
Учитывая ситуацию в отечественном промышленном производстве и изменения конъюнктуры внешних рынков сбыта продукции украинской индустрии, в октябре этого года Кабмин разработал новую Концепцию государственной промышленной политики. И для того чтобы обсудить ее ключевые моменты, а также ситуацию в ключевых отраслях украинской промышленности и возможности, которые откроет отечественным производителям новая концепция индустриального развития, «&» пригласил за круглый стол министра промышленной политики Украины Василия Гуреева, директора Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Владимира Бойко, директора ОАО «Сумыхимпром╗ Евгения Лапина и директора Днепропетровского машиностроительного завода Михаила Филькина.

«&»: В чем вы видите основную задачу Министерства промышленной политики сегодня?

В. Г.: (Василий Гуреев) В течение последних 2-3 лет происходит общее увеличение объемов отечественного промышленного производства, что, кстати, является основной причиной роста ВВП Украины в целом. Так, за 2000 год промышленное производство выросло на 12,9%, а в этом году показатели, скорее всего, будут еще выше. Удельный вес доходов промышленности в ВВП сейчас составляет 28%. Однако до сих пор в государстве не было четкой концепции развития индустрии, да и задачи были другими - вывести экономику из кризиса. Сегодня Минпромполитики ставит задачу по-другому: перейти от выведения из кризисного состояния отдельных предприятий и отраслей к комплексному решению проблем украинской индустрии в целом. Нужно работать над повышением покупательной способности отчественных потребителей. Например, что касается легкой и деревообрабатывающей промышленности, то в первую очередь необходимо стимулировать платежеспособность населения, а для роста в машиностроении важна платежеспособность крупных покупателей.
В. Б.: (Владимир Бойко) Министерство должно координировать работу всех отраслей промышленности, ведь самый главный вопрос - это внутренний рынок, его развитие. А видеть ситуацию в целом способен только централизованный государственный орган.

«&»: Как может повлиять на ситуацию в украинской индустрии реализация новой государственной программы промышленной политики?

В. Г.: Я часто слышу, что Минпромполитики - эдакий ортодокс, который занимается только всяческой поддержкой национального товаропроизводителя, и что это плохо. А по моему мнению, постоянно, с утра до вечера, нужно думать о том, чтобы покупать отечественное, развивать отечественное - иначе ничего хорошего не выйдет. Новая промышленная программа ориентирована именно на стимулирование украинского производства.
Предыдущая концепция, которая была принята в 1996 году, устарела - она ориентирована на ускорение приватизации, на решение проблем собственности. А сегодня уже надо оценивать эффективность работы собственника, переходить к качественной, а не количественной приватизации. Сейчас приватизация уже не может быть плановым заданием, надо смотреть, куда используются средства от приватизации, на какие программы, на какие проблемы. Например, в настоящее время активно обсуждается вопрос о приватизации крупнейших машиностроительных заводов Украины - «Заря╗ и «Машпроект╗. Но министерство считает, что гораздо больше пользы обоим предприятиям принесет их объединение в государственный научно-производственный комплекс.
Особенность новой концепции в том, что мы ориентируем ее на развитие перспективных промышленных направлений. Предыдущая схема промышленного развития ориентировалась на стабилизацию, остановку спада и т. п. Сегодня цель - это развитие, а не стабилизация. Нужно изменить структуру реального сектора экономики, перейти от доминирования в экспорте энергоемких товаров к наукоемким. И тенденции такие есть. К примеру, в машиностроении. Мы намерены способствовать развитию повышенными темпами в отраслях с быстрым оборотом капитала - таких отраслях, как пищевая, легкая, деревообрабатывающая промышленность. Однако достижения металлургии и химпрома тоже нужно сохранить, как и внешние рынки сбыта для этих отраслей. Чтобы не возникла такая ситуация, когда мы сворачиваем металлургию, а потом остаемся с отрицательным сальдо торгового баланса.
До начала 2003 года будет идти проработка практических деталей концепции, а затем начнется непосредственная реализация. При этом не будет никакого «усиления давления государства╗. Вмешательство в работу отраслей мы уже давно не предусматриваем, да и не имеем для этого юридических возможностей.

«&»: Планируется ли как-то менять схему государственного управления промышленностью?

В. Г.: Министерство должно совсем по-другому выглядеть - стать гибким. Более того, мы планируем распределить отраслевые вопросы между корпорациями, такими как, например, Оборонпромэкспорт, Металлургпром, Химпром, Легпром, усилить функциональные службы - создать мощный экономический блок, блок реформирования форм собственности (где бы проводили досудебную санацию, реструктуризацию предприятия и т. д.) и внешнеэкономический сектор. Руководители корпораций могут входить в коллегии министерства, работать с ним в непосредственном контакте. А финансирование корпораций будет полностью зависеть от результатов работы координируемых ими отраслей.

«&»: А какой будет политика государства в отношении льгот для предприятий ГМК?

В. Г.: Министерству промышленной политики удалось в 1999 г. убедить правительство, парламент и президента в необходимости экономического эксперимента в горно-металлургическом комплексе (ГМК). Анализ, сделанный Счетной палатой Украины, показал, что реализация Закона «О проведении экономического эксперимента на предприятиях ГМК╗ создала условия для преодоления кризиса в отрасли, позволила участникам эксперимента нарастить объемы производства и реализации продукции, увеличила налоговые поступления в бюджет. Сейчас министерство настаивает на продолжении эксперимента. Я подчеркну: эксперимент - не льготы! Льгота - это когда мы снимаем (или снижаем) налоговое давление и поступления в бюджет уменьшаются. А если при снижении налогов поступления в бюджет увеличиваются (практически вдвое!), то какая же это льгота?
Мы сохранили производственные мощности, сократили кредиторскую задолженность заводов, решили вопрос неплатежей в ГМК, активно продвигаемся на внешние рынки. За время налогового эксперимента внутренний рынок Украины по потреблению металла поднялся до 30%. Во всех подотраслях металлургии имеем прирост объемов производства по сравнению с предыдущим периодом от 105-108% до 135-146%.
Итак, эксперимент показал, что снижение налогового бремени увеличивает доходы бюджета. Мы надеемся, что скоро будет принят Налоговый кодекс, тогда эксперимент в ГМК как временную меру можно будет отменить. А пока Минпромполитики предлагает усовершенствовать эксперимент и направлять 75% полученных от его реализации средств на реконструкцию и техническое перевооружение заводов. Вполне возможно, что те или иные заводы будут исключаться из эксперимента - подобными вопросами занимается специальная комиссия. При этом предприятия разных форм собственности должны быть в одинаковых условиях: иметь равные возможности и нести равную ответственность.
Недавно была принята программа дальнейшего развития украинской металлургии, для реализации которой необходимы капиталовложения в размере 39,4 млрд. грн. ($7,3 млрд.). Где взять эти деньги? Мы в первую очередь рассчитываем на небюджетные средства - средства металлургов, инвесторов, собственников предприятий. ГМК модернизируется: будут выведены из эксплуатации, другие устаревшие, неэффективные, экологически опасные мощности.
В. Б.: Действительно, сейчас основной вопрос - это налоги. Но многие государственные руководители думают: чем налоговый пресс жестче, тем больше наполняемость бюджета. А все обстоит как раз наоборот. Я уверен, что если сделать сегодня налоги ниже, то начнется колоссальный прирост производства. Ведь сегодня, по сути, производители кредитуют государство. Нам не возвращают налог на добавленную стоимость (НДС), и такая же ситуация в машиностроении и других отраслях. Сколько мы воевали, чтобы добиться отмены косвенного налога на дороги для металлургических заводов! Это была кормушка, деньги шли куда угодно, но только не на дорожное строительство.
Кроме того, экономический эксперимент надо распространять на другие отрасли, результат будет такой же, как и в металлургии - очень хороший. Ведь в настоящее время рынок нам преподносит одни неприятности - например, в виде 25% повышения цен на железнодорожные грузоперевозки. На внешнем рынке - по всем товарным позициям падение цен. Основная причина - перепроизводство, излишние мощности. Не будет государственной помощи металлургам в это время - резко упадет экспорт. Да, сегодня у нас на 30% вырос внутренний рынок. Но для сохранения этой тенденции надо еще и поднять покупательную способность украинского потребителя!

«&»: Что планируется сделать для оживления украинского машиностроения?

В. Г.: В первую очередь мы планируем и применять лизинговые механизмы, чтобы привлечь финансовые ресурсы в отрасль. К примеру, в судостроении ставка по кредитованию долговременных циклов производства сегодня составляет 35%, а это значит, что мы никогда не построим собственный флот. Поэтому сейчас с Министерством транспорта работаем над созданием национального морского перевозчика. Планируем ввести механизмы стимулирования перевозок украинской продукции именно отечественными перевозчиками.
Другой важный аспект - авиастроение. Украина серийно производит лучшие транспортные самолеты в мире. В сегменте крупных пассажирских самолетов мы действительно уступаем, но среднемагистральный Ан-140 - лучший в мире, и доказательством этого является постройка за рубежом - в Иране - предприятия, производящего Ан-140 для мирового рынка.
Что касается сельскохозяйственного машиностроения, то в данной отрасли работают 160 предприятий, однако предприятия АПК в этом году закупили всего лишь 150 комбайнов. Поэтому, когда мы говорим о поддержке машиностроения для АПК, то в первую очередь думаем о поддержке сельхозпроизводителя. Не надо льгот для предприятий - надо, чтобы были сильные потребители. Потому что если мы производим 150 комбайнов, то цена одна, а если 500 комбайнов, то цена каждого из них в два раза меньше.
Кстати, когда заработала металлургия - заработали и предприятия тяжелого машиностроения.
В. Б.: Ранее Украина производила в год более 40 млн. тонн металлопроката, из них почти 12 млн. тонн экспортировалось. На полную мошность работали машиностроительные заводы. Сейчас мы возрождаем эту схему, дав машиностроителям крупные заказы на оборудование, в том числе сельскохозяйственное. Только наш завод заказал 10 комбайнов. В результате растет потребление металла, а значит - ГМК и машиностроение работают в интересах друг друга. Кроме того, меткомбинаты развивают свои собственные машиностроительные мощности.
М. Ф.: (Михаил Филькин) Не стоит забывать, что в УССР до 30% внутреннего товарооборота обеспечивало машиностроение: станкостроение, судостроение (в Украине находятся самые крупные верфи бывшего Союза), ракетостроение - гигантская сфера, включающая и сейчас 7 современных заводов микроэлектроники.
До провозглашения независимости Украины значительная часть промышленности республики была настроена на военный лад. После 1991 года остро встала проблема переориентации производства, и эта проблема сохраняется до сих пор. Поэтому задача любого правительства, Министерства промышленной политики - обеспечить достойные и экономически правильные правила игры на рынке, а также реально защищать собственного производителя. При этом, конечно, не нужно поддерживать того производителя-«нехлюя╗, который «що зробив, те й купуйте╗. В первую очередь в особом внимании нуждаются наукоемкие отрасли, производящие продукцию мирового уровня, а в ряде случаев - уникальные товары, не имеющие аналогов в мире. Прежде всего - это электроника, индустрия связи, производство космической техники и другие наукоемкие отрасли.

«&»: Известно, что ситуация в химической промышленности сегодня достаточно неблагополучна. Что планируется сделать для ее улучшения?

Е. Л.: (Евгений Лапин) Один из актуальных вопросов для химпрома сейчас - обновление производства и его выход на внешнего потребителя. Например, наши заводы, производящие удобрения, были ориентированы на внутренний рынок. Но они сейчас теряют и внутренний рынок, и российский. Электроэнергия у нас дороже, чем в России, почти все химическое сырье импортируется. Нужно определяться - или просто закрывать химзаводы, или же выстраивать соответствующую схему сохранения производства. Сегодня у нас примерно такая ситуация, как в металлургии - если в ближайшее время не принять каких-то экстренных мер, то начнется обвал.
Один из выходов я вижу в создании промышленно-финансовой группы или транснациональной компании по производству удобрений, которая свяжет украинский химический рынок с потребителями приграничных областей РФ. Эти области - наш естественный рынок. Сегодня россияне везут туда удобрения из Череповца, Саратова. Отечественные заводы гораздо ближе, но покупать химическую продукцию у нас России невыгодно - украинские предприятия работают в другой юридической плоскости. Получается нонсенс: наши заводы сворачивают производство, а российские потребители переплачивают за ту же продукцию, но произведенную в РФ.


 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g