(098) 035-78-13
готовых проектов домов онлайн!

Формотворчество

Кощий В. Формотворчество // Компаньон. 2000. №48. C.28-30

Издан приказ, в котором определены понятия коммерческих «малых архитектурных форм» (киоска, торгового павильона и т. д.). Специалисты отмечают, что такое «формотворчество» несколько усилит позиции предпринимателей в противостоянии с контролерами. Однако в остальном текст документа оставляет желать лучшего — сложная процедура выдачи разрешения на установку киосков не снизит расходы и не упростит жизнь коммерсантов.

Типовые правила размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности были утверждены приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики (Госстроя) Украины №227 от 13.10.2000 г. Документ появился не «на пустом месте» — он принят во исполнение указа президента «О мерах по обеспечению поддержки и дальнейшего развития предпринимательской деятельности».
Приказ Госстроя №227, по замыслу его разработчиков, должен предотвратить повторение ситуаций, когда местные власти произвольно устанавливали правила размещения/демонтажа малых архитектурных форм. Как правило, соответствующие решения исполкомов и администраций учитывали интересы исключительно городских властей, а не владельцев киосков или торговых палаток.
Примером может служить претворение в жизнь распоряжения Киевгорад-МИНИС1 рации от 17.03.2000 г. №372 «О проведении весеннего двухмесячника по благоустройсгву, озеленению и улучшению санитарного состояния города». Во время означенной акции было демонтировано множество киосков, палаток и павильонов — по мнению городских чиновников, они «портили внешний вид столицы». По оценкам Николая Георгиевского, замглавы Совета по вопросам предпринимательства при киевском мэре, к концу первого полугодия двухмесячник «вывел из строя» около 1000 киосков (т.е. приблизительно 30% работающих на то время). И это только в столице.
Демонтаж киоска возможен только после предоставления нового места под него
Своеволию чиновников в отношении демонтажа торговых точек разработчики приказа №227 противопоставляют несколько положений этого документа.
Координатор аналитического центра Института конкурентного общества Ксения Ляпина; «Из текста Типовых правил не совсем ясно, в какую категорию малых архитектурных форм (передвижную или специальную) следует отнести контейнер на оптовом рынке в случае, если торговля ведется с площадки перед ним, но товар размещен в контейнере».
Во-первых, согласно Типовым правилам в случае реконструкции и ремонта инженерных сетей, улиц и дорог орган градостроения и архитектуры по распоряжению местной исполнительной власти посылает предпринимателю сообщение с указанием нового временного места размещения его МАФ (малой архитектурной формы). Во-вторых, приказ №227 содержит определение МАФ и ее разновидностей, oтсутствие которых в законодательстве давало повод различным контролёрам выискивать наказуемые нарушения в работе коммерческою ларька или павильона.
Так, отныне малая архитектурная форма для осуществления предпринимательской деятельности - это «небольшое сооружение из облегченных конструкций, установленное временно без оборудования фундамента». К разновидностям МАФ Типовые правила относят передвижную и стационарную малые архитектурные формы. Под первой понимается «сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного пребывания людей, т.е. торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток и пр.». Под второй - «одноэтажное сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей площадью до 30 кв.м, т.е. киоск, одноэтажный павильон и т. д.».
Значимость этих нововведений по мнению специалистов, состоит в том, что на нормативном уровне закрепляется понятийный аппарат, что исключает возможность вольных трактовок статуса малых архитектурных форм со стороны местных властей и контролирующих органов. При этом, утверждает юрисконсульт ассоциации содействия развитию частного предпринимательства в Украине «Єднання» Вячеслав Кобилецкий, положительным моментом является и то, что в Типовых правилах устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые следует подавать для получения разрешения на размещение МАФ.
Впрочем, указанные позитивные моменты Типовых правил во многом нивелируются из-за наличия в тексте документа многочисленных неясностей, позволяющих чиновнику переиграть ситуацию «под себя».
Чиновники смогут требовать мзду за продление разрешений
Юрисконсульт юридической фирмы «Хоук-юр» Елена Паньшина отметила в разговоре с корреспондентом «&», что субъектам предпринимательской деятельности, как и раньше, придется продолжительное время (2—3 месяца) «ходить по коридорам местных органов исполнительной власти для получения разрешения на установку МАФ».
Юрисконсульт юридической фирмы «Хоук-юр» Елена Паньшииа: «Совершенно не урегулирован вопрос, когда земельный участок, на котором СПД намерен разместить, скажем, киоск, находится не в собственности (как это предусмотрено в Типовых правилах), а в пользовании другого субъекта предпринимательства. Непонятно, необходимо ли и в этом случае предоставлять нотариально удостоверенное письменное согласие землепользователя (арендатора земельного участка)».
С этим мнением согласна и координатор аналитического центра Института конкурентного общества Ксения Ляпина, которая считает процедуру получения соответствующих документов слишком громоздкой и длительной.
«Для того чтобы разместить передвижную МАФ (к примеру, лоток с мороженым), — сказала г-жа Ляпина, — необходимо целый месяц готовить документы и оплачивать разработку схемы привязки объекта на топографо-геодезической основе. Это выглядит как попытка загрузить ненужной работой структуры органов градостроительства. Вызывает удивление и необходимость предоставлять местным органам свидетельство плательщика НДС (поскольку непонятно, как это влияет на внешний вид архитектурной формы и на ее размещение). Что касается стационарных МАФ, то, несмотря на предусмотренные правилами 2 месяца на выдачу разрешения на их установку, процедура получения нужной бумажки может затянуться — в данный срок не входит время изготовления проектной документации.»
Проблема со сроками на этом не заканчивается. Как отметила Елена Паньшина, в Типовых правилах вообще не определены сроки действия разрешений на размещение МАФ. Это означает, что многие предприниматели вынуждены будут пойти на дополнительные расходы в борьбе за более продолжительный срок действия разрешения. Данную точку зрения разделяет и Ксения Ляпина, которая утверждает: «Большинство жалоб от предпринимателей поступает в отношении небольших сроков на размещение киосков или палаток. После их окончания опять возникают проблемы с продлением разрешения. Типовые правила не решают этого вопроса окончательно. Они хотя и описывают процедуру продления разрешения на установку МАФ, но не предусматривают причины и основания, по которым могут отказать в таком продлении».

Платить придется за каждый этап оформления разрешения
По словам Елены Паньшиной, хотя плата за выдачу разрешения на размещение МАФ Типовыми правилами и не предусмотрена, это вовсе не означает, что предпринимателю не придется нести различные расходы, связанные с установкой малой архитектурной формы. Из содержания правил становится понятно, что хозяевам киосков и палаток придется оплатить
v нотариальное удостоверение копий документов, подаваемых для получения разрешения на размещение МАФ,
v составление топографо-геодезического плана (внесение конкретного киоска в общегородскую (районную) схему размещения таковых в т ч или по отдельным статьям — разработку схемы размещения конкретного МАФ и разработку паспорта привязки МАФ),
v тиражирование документов для членов комиссии, которая выдает разрешение на размещение МАФ,
v установку МАФ.
Елена Паньшина также не исключает, что и за регистрацию МАФ (есть такая процедура в Типовых правилах — Прим. авт.) также будет взиматься плата.
Еще на одно противоречие, связанное с определением стоимости услуг по выдаче разрешения на размещение МАФ нам указал Вячеслав Кобилецкий. По его словам, в Типовых правилах отмечено, что эта стоимость определяется с учетом положений Порядка определения стоимости проектно-разведывательных работ для строительства (на основании Сборника цен на проектные работы для строительства и Сборника цен на разведывательные работы для капитального строительства). "Другими словами, — считает г-н Кобилецкий, — размещение малых архитектурных форм приравняли к капитальному строительству, что вряд ли можно считать правильным."

МНЕНИЕ

Вячеслав Кобилецкий, юрисконсульт ассоциации содействия развитию частного предпринимательства в Украине "Єднання"

— К сожалению, в Типовых правилах содержится множество непонятных и противоречивых нюансов
Например, согласно правилам орган градостроительства готовит материалы для рассмотрения на заседании комиссии по размещению МАФ Комиссия принимает решение, на основании которого в двухдневный срок орган градостроительства выдает соответствующее разрешение. Но уже дальше, в Типовых правилах, отмечается, что тот же орган градостроительства в месячный срок выдает предпринимателю копию протокола решения комиссии. Непонятно: если он выдает в месячный срок копию протокола заседания, как же он может выдать в двухдневный срок разрешение на размещение МАФ? Ведь в протоколе комиссии определяются выводы и требования по привязке малой архитектурной формы к зданиям, улицам и пр.
В п. 17 Типовых правил указано, что в случав отказа в получен»» разрешение на размещение МАФ орган градостроительства посылает субъекту предпринимательства уведомление с указанием оснований отказа. Но в документе не указан срок, на протяжении которого такое уведомление отсыпается. Предпринимателю могут отказать, но сообщить об этом через три месяца или вообще не сообщить.
Имеются некоторые вопросы и к положениям, регламентирующим требования к размещению МАФ. Я, например, честно говоря, не совсем понимаю, что такое «объекты внешнего транспорта» или «кондонеры». Думаю, что и предпринимателям эти термины не ясны. Еще в Типовых правилах есть такое новое понятие (его я раньше не слышал), как принятие к эксплуатации МАФ. То есть оказывается, что после получения разрешения на установку малой архитектурной формы этот объект необходимо сдать в эксплуатацию, а потом еще и зарегистрировать. Спрашивается, будет ли выданное разрешение считаться недействительным, если сдачи в эксплуатацию или регистрации не произойдет? И какие последствия невыполнения положений о регистрации?
В п. 20 Типовых правил указано, что соответствующий орган градостроительства организовывает разработку схемы размещения МАФ за счет предпринимателя. Получается, что он сам не разрабатывает, но организовывает. Однако непонятно, каким образом. То ли он указывает, кто должен разработать схемы, то ли еще что-то?..
Далее. В Типовых правилах предусмотрено, что перерегистрация разрешения осуществляется бесплатно, если МАФ размещен на землях государственной или коммунальной собственности. А как же быть с малыми архитектурными формами, расположенными на землях иной собственности? Выходит, что если МАФ находится на территории частной собственности, то за перерегистрацию необходимо платить.

Евгений СОЛОДКО, начальник управления правовой поддержки Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства

— Когда мы рассматривали проблему размещения МАФ на разнообразных «круглых столах», то пришли к выводу, что целесообразно было бы создать некую структуру, к примеру, в той же городской администрации, которая специально и занималась бы этим вопросом.
Скажем, приходит предприниматель в этот орган, подает соответствующую заявку и говорит, что хочет разместить киоск или павильон по такому-то адресу. Его просят зайти через две недели. За этот срок орган проводит экспертизу и решает, можно поставить в данном месте киоск или нет. Предприниматель не бегает по Киевзему, Госархитектуре и прочим дивным организациям. За экспертизу предприниматель готов платить деньги. Все равно сейчас на всех этапах получения разрешения на размещение МАФ платятся какие-то деньги. Так неужели нельзя все это собрать воедино?
Что же получается у нас? Например, п. 17 Типовых правил говорит, что предприниматель должен размещать МАФ с соблюдением актов законодательства, государственных стандартов и норм, а также местных правил застройки. Уже три позиции. Другими словами, этому несчастному предпринимателю необходимо поднимать всю документацию, бегать по инстанциям и т.д., и т. п.
Так что я считаю, эти правила имеют право на существование. Но где-то там, «внутри» — предпринимателю всего этого не нужно. Он должен знать, куда обратиться за получением разрешения на установку своего киоска и сколько денег для этого потребуется. Все! Остальное — не его дело.

Практически все опрошенные «&» эксперты были единодушны в том, что приказ Госстроя №227 нельзя оценить однозначно. С одной стороны, на сегодняшний день это единственный более менее приемлемый документ, нормативно определяющий понятие малой архитектурной формы и формализующий процедуру получения разрешения на установку МАФ. С другой же — предусмотренная документом процедура весьма зарегулирована и содержит множество разнообразных нюансов. Это означает, что получить разрешение на установку МАФ все так же сложно и, затратив, к тому же остается возможность для злоупотреблений со стороны государственных чиновников.

 
Поиск проекта:
Поиск проекта по коду:


НАШИ ПРОЕКТЫ
НАШИ ПРОЕКТЫ | проектов домов
Проект недели
Проект недели | проектов домов
Код: 020-10
Общая площадь: 247.31 м.кв
Жилая площадь: 98.22 м.кв
 
Проект месяца
Проект месяца | проектов домов
Код: Z99
Общая площадь: 126.9 м.кв
 
Стоимость: 9960 грн.
Проект года 1
Проект года 1 | проектов домов
Код: Zx24
Общая площадь: 166.1 м.кв
 
Стоимость: 13920 грн.
Проект года 2
Проект года 2 | проектов домов
Код: h-217
Общая площадь: 217.45 м.кв
Жилая площадь: 109.87 м.кв
 
Проект года 3
Проект года 3 | проектов домов
Код: 005-08
Общая площадь: 260 м.кв
Жилая площадь: 124 м.кв
 
 
 
 
g